(067) 933-54-56

azs_is1@ukr.net

ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ ТРК

  • ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ ТРК


            Несмотря на то, что за последние два-три года спрос на топливораздаточное оборудование сместился в сторону новых колонок, подержанное оборудование все еще не утратило актуальности. В общем объеме реализуемых колонок на долю бывших в употреблении ТРК приходится 25-30% рынка. И, по всей вероятности, поставщики «бэушек» сдавать свои позиции, по крайней мере в ближайшие несколько лет, не намерены.

            Однако работа с подержанным оборудованием имеет свою специфику: неизбежны дополнительные расходы на ремонтно-восстановительные, покрасочные и прочие работы. А для этого необходимы производственные площади, специальное оборудование и опыт работы. По большому счету, выбор подержанной колонки сводится к выбору поставщика, от добросовестности которого и зависит надежность работы ТРК.

            Практически все поставщики специфического оборудования, говорят: лучше покупать новое оборудование. Однако новая техника стоит дорого, и не каждый владелец АЗС может позволить себе такую роскошь. Кроме того, не на каждой станции нужны новые ТРК, так для АЗС расположенных на дорогах с малым потоком машин и достаточно скромной суточной реализацией топлива, новые ТРК будут окупаться несколько лет. А установка более дешевых подержанных колонок позволит намного быстрее вернуть вложенные средства.

            Часто любители новинок забывают, для кого покупается колонка. Ведь потребителю, т. е. клиенту АЗС, по большому счету, все равно, из какой ТРК ему отпускают топливо. Конечно, он заметит, если топливораздаточное оборудование ржавое и грязное, а вот насчет года выпуска и названия производителя вряд ли справится. Тем более если на станции есть заправщик — в таком случае, кроме как на табло счетчика литров, посетитель больше ни куда и смотреть не будет. Для него главное — точный отпуск литров и опрятный внешний вид колонки, заправщика, да и самой станции в целом.

            Конечно, в пользу новой техники говорит важнейший аргумент — надежность. Но здесь уже, как и в случае приобретения подержанного автомобиля, все зависит от предыдущего владельца и порядочности продавца.

            Вообще, подержанные колонки обрели дурную славу ненадежного оборудования из-за первых поставщиков, приобретавших демонтированные колонки в Германии или других странах. Это оборудование после демонтажа и транспортировки некоторое время стояло на складе, а затем — в том же виде поставлялись заказчику. Ни о каком ремонте или профилактике речь не шла. Если такая колонка при установке на АЗС не запускалась, продавец просто снимал вышедшую из строя деталь, а на ее место устанавливал другую, снятую с такой же колонки. В результате из 10-15 привезенных колонок продать можно было не более семи-восьми. Но, поскольку заработок на подержанном оборудовании иногда в три-четыре раза превышал закупочную стоимость, колонки на разборку пускались без малейшего сожаления.

            Такие ТРК действительно быстро выходили из строя ведь при их демонтаже и транспортировке не соблюдались положенные предосторожности. Кроме того, на складе они хранились без консервирующей жидкости в системе гидравлики. Соответственно, и гарантий больше чем на месяц давать никто не хотел. С сервисом дело обстояло не намного лучше: запасные части можно было приобрести только под заказ (а это — не менее недели ожидания). Или же согласиться на запчасти, снятые с таких же подержанных колонок. Не было у нас и специалистов, которые бы могли осуществить качественный ремонт или обслуживание. Отмучившись некоторое время с такой колонкой, владелец АЗС просто менял ее на новую.

            За несколько лет ситуация на рынке существенно изменилась. Теперь поставщики подержанных колонок продают свою продукцию только после качественных ремонтно-восстановительных работ. Большое внимание уделяется запасным частям и сервисному обслуживанию.


            Поставщик поставщику рознь

            С поставщиком и маркой ТРК определяются до составления рабочего проекта. Ведь посадочные места на многих ТРК разные, и проект фундаментов, и вывод технологических продуктопроводов необходимо делать с учетом размеров выбранной колонки. А выбор колонки — это, как мы уже говорили, выбор поставщика.

            Хотя поставщики подержанных колонок и стали серьезнее относиться к ремонтно-восстановительным работам, риск приобрести оборудование у тех, кто, как и раньше, не утруждает себя приведением его в нормальное состояние, все еще очень высок.
            По мнению самих поставщиков в первую очередь внимание следует обращать на гарантийные обязательства, которые берет на себя компания. Достаточный для подержанной колонки гарантийный срок – шесть месяцев. Значит, внимания заслуживают лишь те компании, которые дают такой срок гарантийного обслуживания. Затем желательно сделать рейд по производственным площадям, на которых выполняются восстановительные работы. На таких предприятиях обязательно должны быть покрасочная камера, цех по ремонту электроники и помещение, в котором проводится сборка и разборка колонок. Кроме того, здесь обязательно должен быть стенд для тестирования готовых колонок. Стоит посмотреть и на готовые ТРК, которые прошли полный цикл восстановительных работ и готовы к отправке покупателю. Они должны иметь хороший внешний вид и быть упакованы для транспортировки в полиэтиленовую пленку, которая защитит их от влаги, а также повреждения лакокрасочного слоя.

            Конечно, предупредительные меры занимают массу времени, но вместе с тем снижают и вероятность покупки невосстановленной колонки. Хотя... даже сверхкритическое отношение к выбору компании не гарантирует покупки хорошего оборудования. Приобретенную технику необходимо протестировать на месте.


            Кружок «Умелые руки»

            По объему ремонтно-восстановительных работ приведение подержанной ТРК в нормальное состояние можно приравнять к производству новой колонки. Поэтому компания, выбравшая для себя такой вид деятельности, как поставка подержанной техники, должна иметь специализированное оборудование и специалистов, которые могут выполнить ремонт любой сложности. Правда, не все предприятия утруждают себя таким объемом работ, поэтому и попадаются образчики, которые после прокачки первой тысячи литров выходят из строя.

            По мнению самих «восстановителей» подержанного оборудования, ремонт колонок проходит в несколько этапов. Вначале колонку полностью разбирают. Все детали корпуса зачищаются от ржавчины, обрабатываются, затем грунтуются и окрашиваются специальными стойкими к бензиновым парам красками.

            Вся начинка ТРК (трубопровод, гидравлика, клапаны, электродвигатель и прочая электроника) подвергается тщательной деффектации и необходимому ремонту. Обязательно меняются подшипники, лопатки, валы, устраняется механический износ. Обязательной замене подлежат все прокладки, сальники и манжеты. Отдельно тестируется электроника, при наличии дефектов производится ремонт или замена блоков. После этого все узлы и агрегаты обрабатываются и окрашиваются в камере. Затем производится сборка и тестирование всех узлов и агрегатов ТРК на специальном стенде. При полном соответствии всех параметров колонка полностью собирается, упаковывается и только после этого поставляется заказчику.


            Что под крышечкой?..

            Установка топливораздаточного оборудования относится к завершающей фазе строительства. Значит, владелец станции должен подготовить объект к установке ТРК. То есть к моменту завоза колонок должны быть построены операторская и навес. Кроме того, обязательно устанавливается система управления ТРК и электрический щит питания колонок, причем выбор и установка этого оборудования согласуются с поставщиком ТРК. (Нередки случаи, когда оборудование оказывается несовместимым с выбранными колонками.)

            Еще на стадии работ нулевого цикла не лишним будет убедиться в правильном монтаже заземления (провод должен выходить на каждый островок колонки) и наличии разделенного канала прокладки силового и управляющего кабеля. Если управляющие и силовые кабели проложены в одном канале — возникнут помехи, которые вызовут сбои в управлении ТРК и системе управления, находящейся в операторской. Поэтому расстояние между этими кабелями должно быть не менее 0,4 м. Требуют внимания и сами кабели. Так, управление колонкой осуществляется по кабелю типа 2 pr 24 AWG FTP Category 3. А подвод электрического питания осуществляется по гибкому проводу для наружного применения с сечением жил 4 х 1,5...2,5 мм2 в двойной поливинилхлоридной изоляции. Все электрические кабели должны быть устойчивы к бензиновым парам и иметь хорошие изоляционные свойства так как они в течение длительного времени будут находиться во взрывоопасной среде. Поэтому рекомендуется применение кабелей марки ПВС, соответствующих требованиям безопасности.

            Итак, проверка и осмотр возводимой АЗС завершены. Убедившись, что все в полном порядке и островки для установки ТРК освобождены от строительного мусора, можно вызывать поставщика колонок и готовиться к ее проверке.

            Первым делом следует убедиться, что колонка была обернута полиэтиленом и при ее транспортировке были соблюдены все предосторожности. В процесс установки ТРК, осуществляемый поставщиком, лучше не вмешиваться и предоставить людям, установившим сотни таких ТРК, выполнить свою работу. Если на этапе подключения и установки техники случаются неприятности, вся ответственность за них лежит на поставщике колонки. Этап проверки начинается только после полной установки и подключения топливораздаточной колонки.

            Самой нежной и самой проблемной частью ТРК является объемомер. От правильной работы объемомера зависит точность выдаваемой дозы. Кроме того, этот прибор служит поводом постоянных визитов со стороны метрологических служб, в обязанности которых входит проверка и опломбирование устройства. В принципе, точность работы объемомера проверить проще простого. Для этого необходимо пять раз отпустить 10 л топлива в мерник объема. Все отпущенные дозы должны быть одинаковы. Если показатели мерного цилиндра не совпадают, это говорит о неправильной работе объемомера. Принимать такую колонку не рекомендуем.

            Можно определить и продуктивность насоса. Для этого при каждой отпускаемой в мерник дозе замеряют время выдачи топлива. Нормальным показателем для ТРК является отпуск 30 л/мин. Каждую колонку можно настроить на скоростной отпуск: для однопродуктовой колонки максимальная продуктивность будет составлять до 50 л/мин, для модульной — до 80 л/мин. Однако более высокая скорость выдачи топлива приводит к быстрому износу насосной группы.

            При проверке продуктивности насоса помните, что на скорость выдачи топлива влияет множество факторов. Плотность продукта, сечение продуктопровода, количество изгибов и преград, а также длина трубы и высота всасывания могут значительно изменить показатели продуктивности ТРК. Поэтому, прокладывая технологический продуктопровод, следует учитывать, что длина трубы не должна превышать 40 м, а высота всасывания — 4м. Диаметр сечения трубы должен составлять для ТРК с обычной производительностью — 1,5 дюйма, для колонок с повышенной производительностью или модульных — 2 дюйма. Кроме того, до проверки скорости выдачи топлива убедитесь в чистоте всех фильтрующих элементов (грубой и тонкой очистки) и работоспособности клапана снижения расхода. В случае если все рекомендации учтены и технология AЗС составлена в соответствии с требованиями ТРК, а при проверке продуктивности показатель не превышает 20 л/мин., необходимо обратиться к поставщику с просьбой устранить неисправность либо заменить колонку.

            Хорошим показателем работоспособности системы гидравлики может служить и степень разрежения, которое создает насос при всасывании топлива. Для этого используется вакуумметр, который показывает степень разрежения, создаваемого в системе. Показатели прибора сравнивают с техническими параметрами, указанными в паспорте колонки. Нужно помнить о том, что у колонок разных производителей показатели могут отличаться, поэтому данные необходимо сверять с паспортом изделия. При правильном восстановлении колонки допускается расхождения с заводскими данными до 5-7%.

            Когда колонка уже установлена проверить объем выполненных по ее восстановлению работ довольно сложно: те параметры, которые можно проверить на самой станции, будут иметь приблизительный характер. Наилучшие результаты может дать присутствие покупателя при стендовом испытании ТРК, которое производится на предприятии поставщика.


            В подержанных колонках нет ничего плохого, просто нужно серьезно отнестись к самому факту их приобретения. Обдуманный выбор поставщика и тщательное и всесторонне испытание работоспособности подержанной колонки значительно повысят шансы приобрести качественно восстановленную колонку, которая даст вашей станции возможность работать с максимальной эффективностью и без перебоев.